Субсидирование автокредита

В настоящее время прошла волна судебных решений по вопросу исключения из налоговой базы по НДС сумм субсидий в рамках исполнения Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемы на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств».

Дело в том, что Министерство финансов Российской Федерации по данному вопросу сообщает следующее.

Согласно пп.1 п.1 ст.146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав. В связи с этим операции по реализации автотранспортных средств подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с пп.2 п.1 ст.162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Получаемые торговыми организациями суммы субсидий, выделяемые из федерального бюджета на возмещение потерь в доходах торговых организаций при реализации в рамках указанного эксперимента новых автотранспортных средств российского производства со скидкой, следует рассматривать как суммы, связанные с оплатой реализованных автотранспортных средств. В связи с этим указанные суммы субсидий включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость при их фактическом получении.

Аналогичная позиция содержится в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 18.03.2011 г. № 03-07-11/63, от 04.06.2010 г. № 03-07-11/240 и в Постановлении ФАС Поволжского округа от 29.11.2011 по делу № А55-2319/2011.

Однако, в настоящее время суды приходят к выводу, что при разрешении данного спора надлежит руководствоваться положениями п.2 ст.154 НК РФ, согласно которому спорные суммы не подлежат включению в налогооблагаемую базу по НДС как суммы субсидий, полученных в связи с потерями от реализации товаров (работ, услуг) при предоставлении льгот отдельным категориям покупателей (Постановление ФАС Уральского округа от 23.06.2014г. № Ф09-3033/14, Постановление ФАС Центрального округа от 25.06.2014 по делу № А-36-4182/2013;  Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2014г. по делу № А36-4182/2013).

Таким образом, у налогоплательщиков появилась возможность  исключить из налоговой базы по НДС суммы вышеуказанных субсидий, но оспаривать свою позицию  в налоговых органах скорее всего придется в судебном порядке.

Консультант отдела налогообложения
Мирова Наталья