Об уплате НДС покупателями услуг по аренде имущества

В соответствии с п.3 ст.161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В данном случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Вместе с тем,  согласно пп.4.1 п.2 ст.146 Кодекса с 1 января 2012 года выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения НДС.

На основании вышеизложенного выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения НДС. Услуги, оказываемые казенными учреждениями по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Таким образом, при оказании услуг по предоставлению в аренду указанного имущества казенными учреждениями эти учреждения уплачивать НДС не должны.

В соответствии со ст.24 Кодекса налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Следовательно, при приобретении услуг по аренде муниципального имущества, оказываемых казенными учреждениями, не являющихся объектом налогообложения НДС, арендаторы налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не уплачивают.

Что касается услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за организациями (за исключением казенных) на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, то в отношении таких услуг особенностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость Кодексом не предусмотрено. В связи с этим, при оказании услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, закрепленного за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, налогоплательщиками НДС являются эти предприятия (учреждения), а не арендаторы имущества.

Согласно ст.1 Федерального закона от 1.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

В силу специфики субъектов правоотношений, участвующих в сделках реализации муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющими муниципальную казну муниципального образования, обязанность по уплате НДС на основании п.3 ст.161 Кодекса возлагается на покупателей (получателей) этого имущества, которые признаются налоговыми агентами (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Одновременно следует отметить, что согласно пп.12 п.2 ст.146 Кодекса не признаются объектом налогообложения НДС операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, выкупаемого в порядке, установленным Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме того, в соответствии с пп.3 п.2 ст.146 Кодекса не признается объектом налогообложения НДС передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации. Данная норма применяется в случае осуществления приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий путем их преобразования в хозяйственные общества.

Консультант отдела налогообложения
Мирова Наталья