Налогообложение рекламно-сувенирной продукции, распространяемой в ходе проведения рекламных мероприятий

В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. При этом в целях налога на добавленную стоимость передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Согласно п. 1 ст. 39 Кодекса реализацией товаров признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами) права собственности на товары, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары на безвозмездной основе.

Пленум ВАС от 30.05.2014 в Постановлении N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее Постановление Пленума ВАС РФ), разъясняет особенности обложения налогом на добавленную стоимость операций по передаче товаров  (работ, услуг) в рекламных целях.

В частности в Постановлении Пленума ВАС РФ указано, что передача товаров (работ, услуг) в рекламных целях подлежит налогообложению на основании п. п. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, если расходы на приобретение (создание) единицы товаров (работ, услуг) превышают 100 руб.

Кроме того, в силу п. п. 2 п. 1 ст. 146 Кодекса не облагается налогом на добавленную стоимость передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, затраты на которые включаются в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Так же  в п. 12 Постановления  Пленума ВАС РФ  указано о невозможности рассмотрения  в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения по НДС, распространение рекламных материалов, если это является частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке  производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг), в случае если распространение производится  в целях увеличения объема продаж, при условии, что эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, т.е. имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.

Таким образом, при проведении налогоплательщиком рекламных мероприятий  по продвижению на рынке  своей продукции, в случае передачи потенциальным клиентам рекламных материалов (без реализации собственной продукции) объект обложения  налогом на добавленную стоимость не возникает, если рекламные материалы не отвечают признакам товара, т.е. имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.


Консультант отдела налогообложения
Мирова Наталья