Вопрос: Обжалование штрафа от Финнадзора по валютным операциям, не соблюдение сроков предоставления подтверждающих документов.

Ответ: Валютный контроль — это контроль за осуществлением валютных операций, который осуществляется в РФ правительством, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Законом N 173-ФЗ (Федеральный закон от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Глава 4 данного Закона полностью посвящена вопросам валютного контроля.

При исполнении обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, предприниматели в обязательном порядке представляют в банк подтверждающие сделку документы и справку о них (п. 9.1 Инструкции N 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций и контроля за их проведением») в следующие сроки:

— в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором на документах, используемых в качестве декларации на товары, заявлении на условный выпуск (заявлении на выпуск компонента вывозимого товара), должностным лицом таможенных органов проставлена отметка о дате их выпуска (условного выпуска). При наличии на указанных документах нескольких отметок должностного лица таможенных органов о разных датах выпуска (условного выпуска) товаров срок, указанный в настоящем подпункте, исчисляется от наиболее поздней даты выпуска (условного выпуска) товаров, указанной на документе (п. 9.2.1);

— в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 — 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции (п. 9.2.2).

В соответствии с ч. 4 ст. 23 Закона N 173-ФЗ в целях осуществления валютного контроля агенты имеют право запрашивать и получать документы (их копии), связанные с проведением валютных операций, с открытием и ведением счетов. Необходимо также помнить, что агенты валютного контроля — это не только банки, но и налоговые органы (ч. 3 ст. 22 Закона N 173-ФЗ), которые в пределах своей компетенции имеют право:

— проводить проверки соблюдения актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;

— проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

— запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Соответственно, налоговые органы на основании ст. 93.1 НК РФ в ходе мероприятий налогового контроля (на основании должным образом оформленных требований о представлении документов) вправе истребовать документы, связанные с проведением налогоплательщиками, а также их контрагентами валютных операций.

Частью 6.1 ст. 15.25 КоАП РФ установлено, что нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами не более чем на десять дней влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или сроков представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (п. 6.3 ст. 15.25. КоАП РФ).

В силу ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Пунктом 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 установлено, что возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части (Раздел 2 КоАП РФ) КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Таким образом, согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 вопрос о малозначительности в каждом конкретном случае решается судом.

Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.01.2011 N А56-28332/2010 суд отклонил довод организации о том, что причиной непредставления справки вовремя послужило несвоевременное уведомление банка о поступлении денежных средств на транзитный валютный счет. Соответственно, это не является основанием для признания данного правонарушения малозначительным.

Однако нарушение срока представления в уполномоченный банк справки о подтверждающих документах все-таки может быть признано малозначительным правонарушением (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 22.10.2009 N А79-4819/2009, от 13.11.2009 N А38-3339/2009, ФАС Северо-Западного округа от 02.02.2011 N А56-31529/2010 и ФАС Северо-Кавказского округа от 20.09.2010 N А53-9998/2010).

Кроме того, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.06.2011 г. N 140/10 определена правовая позиция, с учетом которой представление одной справки по нескольким поставкам товара, осуществляемым в рамках одного контракта, не может рассматриваться как основание, исключающее применение названных сроков для ее подачи по каждой таможенной декларации, в связи с чем неисполнение в установленный срок обязанности по представлению справки о подтверждающих документах по каждому факту ввоза на территорию Российской Федерации или вывоза с территории Российской Федерации товаров образует самостоятельные правонарушения с разными моментами совершения, а, следовательно, с разными моментами истечения срока давности для привлечения к административной ответственности.

Согласно ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение валютного законодательства РФ не может быть вынесено по истечении года со дня совершения административного правонарушения. Арбитры отметили, что в п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ определено, что при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Исходя из выше указанного, велика вероятность привлечения вашей организации к административной ответственности на основании нарушения срока предоставления подтверждающих документов по валютным операциям.

Специалист отдела аудита
Мустафина Лилия